"Меня не тронул "Миллионер из трущоб", - Амир Кхан
Представитель болливудской элиты и лауреат премии Padmashree Амир Кхан присоединился к специальному проекту CNN под названием "ГОВОРИТ АЗИЯ", снятого вживую перед зрителями в Мумбаи, и поделился с телеведущей Анджали Рао своим мнением о ведущих болливудских актерах, о своих чувствах по поводу мумбайских терактов и о многом другом. "ГОВОРИТ АЗИЯ" с Амиром Кханом на CNN впервые выходит в эфир в среду, 25 марта в 18:00, затем повторяется в субботу, 28 марта в 10:00 и в 20:00. Представляем эксклюзивные выдержки из этого интервью:
Это большая радость для нас - что вы сегодня с нами, спасибо большое за то, что вновь не отказались от участия в передаче. Ваш последний релиз Ghajini уже стал величайшим болливудским успехом. Вы предполагали, что успех будет настолько большим?
На это можно надеяться, на это можно надеяться с каждым своим фильмом. Но никогда нельзя сказать заранее, пока не посмотришь свой фильм вместе со зрителем, какая судьба его ждет. Думаю, то, чего мы хотели достичь с Ghajini, мы достигли. Я понял, что снимаю тяжеловесный фильм основного течения, далеко не сразу, и это здорово. Наверное, это счастье - что я это сделал.
После того, как фильм стал таким крутым хитом, все сказали, что истинный "Король Кхан" - это вы. И что Шах Рукха вы побили шутя, потому что он привлекает массы, а вы умудрились сделать нечто, что с удовольствием бы сделали очень многие актеры: вы добились успеха коммерческого, равно как и успеха в среде кинокритиков. Как вы умудряетесь? Как вам удается не застрять в одной из двух коробок?
Что ж, вы знаете, что я берусь только за работу, которая меня вдохновляет, которую мне приятно выполнять. Я берусь за работу, которая делает меня счастливым. И я абсолютно не намерен сбрасывать Шах Рукха с его пьедестала. Хотя должен признаться, что и никогда не считал, что он на нем стоит (зрители смеются). На кого из актеров я действительно смотрю снизу вверх - так это на мистера Баччана (Старшего?). Мистера Амитабха Баччана. Вот его работа мне действительно нравится, он фантастический актер, и вот такой звездности, как у мистера Баччана, ни у кого из нас нет надежды достичь. Для меня он парень.
Хорошо сказано. Надеюсь, воспоминания о собственной работе не замешаны для вас на большой боли. Я имею в виду, что у вас не было таких дней, когда единственной мыслью было: "Ради всего святого, разве какой бы то ни было фильм стоит всей этой боли?!"
Это было жестко, действительно жестко, и у нас в семье даже ходит такая шутка: если хочешь заставить Амира что-то делать, снимай с ним рядом фильм - и в конце концов он непременно в нем окажется. Я никогда не думал, что буду тренироваться, это не то, чем я увлечен, но когда этого потребовал фильм, я просто сделал все, что мог. Это действительно было больно, это действительно было жестко, и когда я смотрел на свои старые фотографии и видел, с чего начинаю, я просто не мог поверить, не мог поверить, что добьюсь нужного результата. И когда я теперь об этом думаю, все это кажется мне далеким сном, потому что последние восемь месяцев я не тренировался, потому что мой новый режиссер, оглядев мою фигуру, сказал: а теперь мне нужно, чтобы ты от всего этого избавился. Вот и пришлось работать над тем, чтобы сбросить наращенные мышцы, потому что этого требует мой новый фильм.
Вы не только замечательный актер, но и дебютировали в качестве режиссера с фильмом Taare Zameen Par. Каково было для вас встать по другую сторону камеры, в то же время и снимаясь в собственном фильме?
Это было нелегко, прежде всего потому, что изначально не предполагалось, что я буду режиссером фильма. К съемкам я подключился в течение недели. Просто следовал инстинкту. Вообще-то у меня даже не было времени на размышления, если быть совсем честным. И теперь, когда я оглядываюсь назад, то понимаю, что в своей карьере я достиг точки, когда решился стать режиссером. Желание было у меня давно, но внешнее давление долго удерживало меня от этого. Факт в том, что у меня не было времени подумать и решить, понимаете? Я просто схватился за это, потому что был вынужден, и в итоге снял фильм, как только мог. Может, не сделай я этого сейчас, еще бы 10 нет не брался за режиссуру, не знаю точно. Пожалуй, я рад, что в конце концов это случилось, потому что я доволен тем, каким получился фильм и какое впечатление произвел на людей.
Lagaan номинировался на Оскара в 2001 году. И во многом именно благодаря этому фильму на карте мирового кинематографа появился Болливуд. Но насколько важно для нас, чтобы индийские фильмы признал Запад?
Lagaan был снят для индийского зрителя. То, что его оценили, что он прошел по всему миру и люди в разных концах земли его с удовольствием посмотрели, было здорово, мы были этому очень рады, даже взволнованы. Но если бы всего этого не было, это бы не имело такого значения, как то, что думают о нем зрители Индии. Надеюсь, вы понимаете, что я пытаюсь сказать. До сих пор мы снимали фильмы для наших зрителей, и это серьезная и здоровая тенденция. Мы не искали заграничную аудиторию. Мы не думали о том, как бы развлечь ее или хотя бы попытаться развлечь. Думаю, когда мы решим сделать именно это, у нас все получится.
Думаю, "Миллионер из трущоб" открыл всем глаза, но вы знаете, что при всем международном признании здесь, в Индии, фильм многие высмеяли. А что вы о нем думаете?
Лично меня он не тронул. В плане эмоций он совершенно не задел меня. Подозреваю, это потому, что я не привык видеть индийцев говорящими на английском. Знаете, все эти дети трущоб, говорящие на английском, да еще коп... Для меня это так странно... и из-за этого в моем случае не работает.
На своем блоге вы смело высказывались о том, что происходило, пока Мумбаи был в осаде. Расскажите нам, что происходило с вами лично в те дни.
Это было действительно разрушительно. Как ночной кошмар, и я просто не мог поверить, что это происходит на самом деле. А еще для меня было шоком видеть, знаете, с какой дерзостью были совершены эти атаки. Столько потерянных жизней, столько мыслей в голове. И это было действительно грустно... я имею в виду, что мы живем сегодня в такое время, когда по всему миру есть люди, по крайней мере, определенное количество, которые считают, что так они хотят обратить на что-то всеобщее внимание, хотят быть услышанными или хотят отомстить, убивая невинных людей. Мне этого не понять, но, наверное, так сейчас во всем мире.
В своем блоге вы обращаетесь и к правительству, умоляя не вести переговоры с террористами. И, кажется, весьма жестко критикуете то, что делали тогда лидеры. Это то, что вы чувствуете?
Нет, на самом деле, я не имел этого в виду. Я не критиковал лидеров. Думаю, в ту пору они делали все, что могли. Я критиковал только то, что многие из лидеров используют религию и уже много десятков лет строят на ней политику. А это, знаете ли, разделяет людей. Это яд и негатив, которые распространяются в обществе.
Ваш ответ на мумбайские теракты в какой-то мере напоминает о вашем хите 2006 года Rang De Basanti, который был очень политизированным и побуждал молодежь вовлекать молодежь страны в политику. Для вас также важно снимать не только сахарно-сиропные фильмы?
Да, конечно. Думаю, в этом весь я: меня привлекают определенного рода истории. Ничего не могу с собой поделать, ну вы понимаете. Истории вроде Rang De Basanti входят мне в кровь и вдохновляют меня. Знаете, появляется чувство: ух ты, вот что-то, в чем я хочу поучаствовать! И уже одно это влияет на меня.
Есть определенная формула, которая в Болливуде очень хорошо работает. Но, опять же, в 2001 году Lagaan пошел против этой формулы. Это был фильм, за который никто не хотел браться, сценарий, который едва не умер. Фильм длится больше трех с половиной часов, в течение которых зритель следить за относительно неизвестными актерами, если не считать вас. И все же фильм стал ударным хитом... Конечно, вы взялись за проект, потому что верили, что он сработает. Но остальные-то, не думали ли они, что вы это зря затеяли?
Ага... Все именно так и думают, причем всегда. Каждый раз, когда я начинаю новый фильм, я слышу: хм-м-м, на сей раз он точно все запорет. Все, кто меня знает, говорили: "Он сбрендил, но на сей раз он действительно смог". Даже когда я работал над Dil Chahta Hai, не говоря уже о Rang De Basanti и Taare Zameen Par, слышал: "Хм-м-м, забота о детях, образование… ладно". Но это и восхитительно - браться за что-то необычное и сложное и крушить правила основного течения кинематографа.
Никто не хотел быть продюсером Lagaan. В конце концов, после долгих уговоров, вы взялись за это сами. Но такое ощущение, что с этим было связано много сложностей. Я имею в виду, в фильме есть сцена, для которой вам нужно 10,000 деревенских жителей, а взять их неоткуда, ведь городок еще даже не построен. Как продюсер вы должны были что-то с этим делать, я так думаю. Просто расскажите нам, какие трудности вам пришлось преодолеть, чтобы снять этот фильм.
Ну что ж, снимать Lagaan было особенно сложно. Я имею в виду, это историческая драма, плюс такой большой актерский состав, так много актеров и все такое. И чтобы добиться того, чтобы все были готовы к первому дублю, к восьми утра, - для этого нужно быть на месте уже в четыре и начать подготовку, а это немного безумно.
Утра?
Да, утра. А крикет - это действительно сложно. Потому что ты знаешь мяч, а бита не делает того, что тебе от нее нужно. Да и 10,000 человек в день - это круто, потому что мы набирали множество команд, ходили по деревням и говорили: слушайте, мы снимаем фильм, многие из вас за всю свою жизнь не видели ни одного фильма. Давайте же вы сыграете в нем.
После окончания съемок, как и все болливудские актеры, Амир переходит на частности в частной жизни, но это не означает, что мы не покусимся на личное. Дом, который мелькает в этом клипе, - в нем вы провели много времени, будучи ребенком.
Ну, не именно в этом доме, но да, в Панчгани, на той самой станции.
А каким было ваше детство?
Что ж, на самом деле, более чем стандартное. Я думаю, родители очень хорошо нас воспитывали. Мы вели весьма уютную жизнь. Я имею в виду, родители были против того, чтобы я снимался в кино. Я ведь из киношной семьи. Мои отец и дядя оба были фильммейкерами. Дома я видел ад. Казалось, после этого ни в коем случае не подашься в мир кино. Но я редко слушаюсь людей. Я просто делаю то, что мне хочется. И когда они поняли... Вообще-то они были против, потому что заботились обо мне. Каждого родителя беспокоит судьба его детей. Они придерживались этой линии, потому что эта профессия так неопределенна. Сегодня ты на коне, а завтра никто и... это действительно жестокая профессия.
Оглядываясь на перемены, произошедшие с вами за эти годы, и просматривая клипы 80-х и 90-х, вы гордитесь ими или думаете: "О Боже! Мне что, жить надоело?"
Я совершенно смущен. Знаете, обычно, когда я завершаю работу над фильмом за шесть месяцев, мысль такая: эх, это недостаточно хорошо. Здесь мы запутались, надо было сделать это и это. Я очень вырос как актер и теперь могу все это делать гораздо лучше. Через какое-то время мне вообще перестает нравиться моя работа, она мне больше не нравится.
Это жестко, но, наверное, это происходит от того, что вы пересматриваете свой фильм?
Раньше не смотрел. Я перестал пересматривать свою работу. Я много ее вижу, пока работаю над фильмом, а потом просматриваю вместе со зрителем на премьере - я так делаю со всеми своими фильмами. Смотрю их вместе со зрителем. А зритель даже не знает, что я в кинотеатре.
Как же так?
Не знает, потому что уже сидит в зале. А потом вхожу я, стою позади, прохожу в комнату, где находится проектор, где есть окошечки, через которые я вижу все и могу слышать все, что говорят. Вижу, как они ерзают в кресле, если им не нравится сцена. Это действительно видно. И если фильм не имеет успеха, внезапно начинаешь слышать скрип кресел - знаете, когда они стучат... скрипят, люди кашляют, и ты понимаешь, что вот сейчас потерял внимание зрителя.
Вы заходили в проекционную комнату и смотрели фильмы, которые не имели успеха: Mela и Mann?
Да, ходил. Да, смотрел. От этого разрывается сердце. Действительно разрывается. Но я думаю, ради этого я снимаюсь в таких фильмах. Я хочу, я делаю это для зрителей и хочу быть рядом и видеть, как им это нравится. И если им не нравится, я тоже хочу это видеть.
Если бы мы попросили вас назвать какую-то черту характера, которая помогла вам стать большой звездой, каковой вы являетесь сейчас, что бы вы назвали?
Думаю, в моем случае это то, что я всегда делал то, что делало меня счастливым. Я очень рано в своей работе понял, что, знаете, каждый раз, когда я принимал решение, которое считал правильным, или просто обязан был что-то сделать, я отчаянно проваливался. Каждый раз, когда я сам себе казался таким умным, в итоге был в заднице. Когда же я делал то, что мне действительно нравилось, это играло мне на руку. Не важно, сколь нелепым казался другим этот фильм, сколь непрактичным... Каждый раз, когда я следовал зову сердца и делал то, что делало меня счастливым, это работало.
Bollywood Hungama 03'2009
Перевод с английского: Jyoti