САМАЯ БОЛЬШАЯ ЗВЕЗДА В МИРЕ - и живет она не в Беверли-Хиллз.
Статья из американского журнала Theatre Arts, август 1952.
"Актрису с величайшим шлейфом поклонников - величайшим как по числу, так и по преданности, нужно искать не в Голливуде, а на другой стороне планеты – в Бомбее, Индия.
Ей девятнадцать лет. Это невысокая девушка с изогнутыми дугой бровями и застенчивой милой улыбкой. За два последних года она взлетела на самую вершину индийской киноиндустрии.
Зрители Мадхубалы – это 420 миллионов человек в Индии и Пакистане (все население Америки и Западной Европы, вместе взятое). Ее фильмы с большим успехом идут также в Бирме, Малайе, Индонезии и Восточной Африке. В одной только Индии кинотеатры посещают ежемесячно 75 млн человек, причем билет стоит не больше 3 центов.
Став звездой, Мадхубала делает в целом по четыре фильма в год, а в начале этого года был момент, когда у нее на руках были контракты сразу на девять фильмов разных продюсеров, причем в трех из них ей пришлось работать параллельно. Она – самая высокооплачиваемая актриса в своей индустрии, а ее индустрия быстро догоняет самую большую из индустрий.
Индия производит сейчас 300 фильмов в год, тогда как Голливуд – 450. Из трехсот фильмов по крайней мере в десяти каждый год в главной роли снимается Мадхубала. В любом номере любого журнала, посвященного кино, вы найдете рекламу с Мадхубалой, портреты Мадхубалы, рецензии на фильмы Мадхубалы. Однако и она сама, и вся индийская киноиндустрия могут справедливо заметить, что это еще только начало.
То, что в Америке Мадхубалу не знает никто, объяснимо. С одной стороны, бум кино в Индии начался только где-то в сорок третьем году. С другой стороны, подъем самой Мадхубалы начался лишь года два назад, и сама она – все еще новое явление в восточном мире.
Последние десять лет истории Индии можно описать в четырех словах: 1) война 2) кинобум 3) независимость 4) Мадхубала. Независимость и Мадхубала идут рука об руку – почему это так, западному человеку понять нелегко. Возможно, объяснить это можно, ответив на вопрос, что ищет Индия в красивой женщине. Во-первых, разумеется, это ни в коем случае не должна быть блондинка. Во-вторых, у любой индийской актрисы должны быть большие и томные карие глаза, полные губы и орлиный нос. У прежних индийских звезд эти обязательные черты имелись в наличии, но обычно они были весьма пухлыми дамочками со склонностью к напыщенной игре.
У Мадхубалы – классические индийские черты. Но в ней есть и еще что-то. Ее образ – и более красив, и более дерзок. Она превращает традиционную капризность индийской актрисы в высокодуховное безрассудство, сдерживаемое гордостью и разборчивостью. У Мадхубалы не просто есть ум. Она даже выглядит умной. В любовных сценах она использует такой особенный взгляд, в котором чувствуется и уверенность, и вопрос – как будто она требует от героя быть таким, именно таким, каким она хочет, чтобы он был. Этим взглядом она опровергает индуистскую догму о том, что мужчина всегда выше женщины.
Более того, у Мадхубалы – широкие плечи и спортивная фигура современной девушки – а это совершенно новый для Индии тип. Походка ее – походка балерины – западной, а не индийской танцовщицы, которая обычно стоит на пятках с согнутыми ногами и монотонно водит шеей и руками.
Как совершенно новый для Индии тип, Мадхубала может, вероятно, считаться идеалом свободной индийской женщины – в индийском понимании свободной женщины. В этом смысле она является символом революционного авангарда.
То, что на эту роль Индия выбрала Мадхубалу – особенно замечательно тем, что Мадхубала – мусульманка, причем мусульманка классического типа, тогда как вся Индия сейчас – преимущественно индуистская страна.
Она родилась в Дели в 1933 году, и звали ее тогда Мумтаз Атаулла. Она четвертая из десяти детей Атаулла Кхана. Ей было всего шесть, когда ее заметил какой-то кинопродюсер и предложил ей маленькую роль за 45 долларов в месяц, вместе с именем Мадхубала. Перспектива дополнительного дохода вдохновила ее отца на переезд в Бомбей, центр индийской киноиндустрии. Мадхубале было тогда всего девять лет.
Там семью ждал полный кошмар. Взрыв в доке и пожар 14 апреля 1944 года (памятный для Индии день) вмиг уничтожил и кров, и все имущество семьи. К счастью, никто из членов семьи не погиб и не пострадал при пожаре, потому что все они в это время были в кино, в кинотеатре, находившемся далеко от места катастрофы.
В 1947 году произошли печально знаменитые беспорядки, в ходе которых индусы выдворили из страны шесть миллионов мусульман, полмиллиона мусульман убили и тысячи мусульманок изнасиловали. Мадхубала и ее сестры знали, что и за ними идет охота. Но к тому времени она снялась уже в пяти фильмах компании «Ранджит Мувитон», причем в последнем из них уже как звезда [т.е. героиня], и, возможно, ее положение и спасло семью.
Так что тот факт, что Индия изменилась и полюбила мусульманскую актрису, говорит о ее растущей способности к толерантности. Тем не менее, существующее против мусульман предубеждение остается одной из ее главных проблем. Вокруг нее, например, шепчутся, обвиняя ее в том, что она ест говядину. Чтобы пресечь такие слухи, прошлой зимой она пожертвовала 50 тысяч рупий Фонду Бенгальских Беженцев – индусов, спасшихся из мусульманского Восточного Пакистана. Ее друзья утверждают, что это характеризует ее , как «настоящую дочь Матери Индии». А ее враги обернули ее благотворительный акт против других актрис-мусульманок: «Почему не Дилип Кумар, Наргис, Сурайя, Якуб? Может, они копят деньги, чтобы пересылать их в Пакистан?»
Личная жизнь Мадхубалы резко контрастирует с тем, что она изображает на экране. В кино чаще всего, хотя не всегда, она играет «плохую девчонку». В типичной индийском фильме она является обычно богатой избалованной наследницей, преследующей бедного, но благородного юношу. Индия все чаще заимствует сюжеты из классических западных пьес, вроде «Пигмалиона».
У Мадхубалы очень чувственная фигура. Киножурналы называют ее «Венерой экрана». На рекламном плакате одного из фильмов она изображена чуть ли не стелющейся под копытами вздыбленного жеребца. Следует заметить, однако, что в индийском кино запрещены поцелуи и сколько-нибудь чувственные сцены.
У самой большой в мире звезды есть еще одна особенность. Она кроется в ее имени. «Бала» - это просто женское окончание, но «Мадху» означает одновременно и «нежная», и «весна», и «любовь». Так что нет ничего удивительного в том , что независимая Индия стала боготворить актрису, носящую имя «вечной весны любви».
Иллюстрация взята из статьи (фрагмент афиши фильма Badal, о котором у нас шла уже речь)
Источник: журнал Theatre Arts, август 1952 г
Перевод: Заринэ Джандосова, специально для группы "Звуки ситары из прошлого"
https://vk.com/club11813152