Неактивен
|
Королева игр, игра королей
Помнится мне, где-то в 5-6 классе мне в руки попалась задачка про изобретателя шахмат. Я потратила несколько недель времени и кучу бумаги, но до конца решить эту задачку не смогла. Если честно - терпения не хватило.  Сейчас, в MSExcel, задачка решается за 7 щелчков мышкой.
Поэтому начну с нее..
 Есть одна очень древняя легенда, которая повествует об одном умном крестьянине. Однажды, он пришел к королю, и рассказал о новой игре. Игра (нынешние шахматы), очень понравилась правителю, но взамен крестьянин просил выполнить одно условие, и тогда бы он рассказал более подробно о своей игре. Король согласился. Условия было такое: положить на каждую клетку шахматной доски зерно, с таким учетом, чтоб с каждым разом кол-во зерен увеличивалось в квадрате. То есть, на первую клетку - 1 зерно, на вторую клетку - 2 зерна, на третью клетку - 4 зерна, и так далее. Король рассмеялся, и сказал, что без труда выполнит данное условие. Тогда он приказал открыть царский амбар, и позвал слуг. Все начали подводить подсчеты, но поняли, что выполнить данное условие просто невозможно. Такого количества зерна нет на всей планете!!! Король не выполнил своего условия, но крестьянин не расстроился, и объяснил все досконально об игре шахматы. В награду, король выдал все запасы зерна из амбаров и отдал крестьянину, который разделил его поровну на все свое село. Именно с этой легенды и начинается история шахмат.
Кратко не получится
Шахматы
История шахмат, описываемая на большинстве сайтов, касается в основном западного направления, когда перечисляется цепочка таких игр как Чатуранга (Индия)→ Чатранг (Иран)→ Шатрандж (арабская цивилизация)→ европейские шахматы и их развитие до современных. Другие направления исторического развития шахматных игр игнорируются или о них упоминается пренебрежительно. Однако, исторически было три главных направления в распространении игры из Индии. Благодаря этому в шахматные игры с увлечением играют миллионы людей в странах Азии. Говорить, что в происхождении современных шахмат есть тайна и божественное одномоментное творение - значит поддерживать различные мифы, не пытаясь разглядеть братские черты в других национальных шахматных играх. Это своеобразная шахматная сегрегация или стратификация великих шахмат белого человека от каких-то там азиатских игр типа "испорченных шахмат".
Принципиальная ошибка историков шахмат заключается в отделении Чатуранги (как игры для четырёх человек) от предков современных шахматных игр. Пояснить это легче на примере карточных игр: играть в преферанс вы можете и втроём и вчетвером, но вы не будете считать, что это две разных игры; вы думаете о том, что есть особенности разыгрывания одной и той же игры. Так и во многих индийских играх: в них могут участвовать четверо или трое, или двое игроков, но это будет одна игра. На рисунке приведена страница из трактата кастильского короля Альфона X Мудрого с изображением шахматной игры для четырёх человек. Видимо в середине 13 века ещё помнили об истоках шахмат из индийской четверной игры (в смысле для четырёх игроков).
Предыстория шахматных игр.
Индийская Чатуранга - родоначальница всех шахматных игр.
Предшественницей чатуранги была Аштапада (другие названия - игра Чатурраджа или королевская тааям) - игра нардового типа из Индии и Шри-Ланки (Цейлона). И в современой Индии сохранились древние игры с движением фишек по траектории змеиного лабиринта с форматом доски 5*5, 7*7. В игре Чатуранга использовались два комплекта фигур. Каждый комплект содержал восемь пешек, двух слонов, двух коней, две колесницы, раджу и советника (визиря) — аналог ферзя. Эти два комплекта использовались для игры как двух так и четырёх игроков.
Уточнено время возникновения шахмат. Теперь известно как называли изобретателя шахмат в 6 веке н.э. Мы можем так же назвать имя того, кто был вдохновителем и "отцом" шахматной игры. Это махараджахираджа Сарва-Варман, правитель Канауджа. Именно он направил индийское посольство и изобретателя игры к шахиншаху Ирана Хосрову I.
Разновидности шахматных игр
Индийская - Чатуранга
"Северо-Восточная" ветвь (На Северо-Восток от Индии) - Китайские шахматы сянги ( перевод "сы"="четыре"+"анг"="рода войск"+ "ци" ="игра")
- Корейские Тьян-кеун
- Японские Сёги
"Юго-Восточная" ветвь (На Юго-Восток от Индии) - Шахматная игра Ситтуйин (Мьянма)
- Тайский Макрук (Таиланд и Камбоджа, Лаос)
- Камбоджийские шахматы ОК (Оук). - родной брат тайской игры макрук
- хэйан сёги (Япония)
- Игра на о. Суматра (Индонезия)
"Западная" ветвь (на Северо-Запад от Индии) - Чатранг в Иране (шатранг)
- Шатрандж в арабской цивилизациии, его национальные варианты
- (Эфиопский Сентередж (Верера)), бурятский Шатар, монгольские Шандараки и т.д.)
- Шахматы в Европе >> Международные шахматы (FIDE).

Игра Чатуранга распространялась не только на Запад и на Север (в виде шатранджа), но но и на Северо-Восток (в виде другой шахматной цепочки: китайские сянци — корейские сянги [тьян-кеун] — японские сёги. Для распространения Чатуранги на территории Индии в 7 веке имелись определённые трудности, связанные с наличием десятков княжеств. Даже возникавшие время от времени крупные государственные образования в 5-7 веках были, по существу, конфедерациями мелких княжеств. В 7 веке Чатуранга распространялась на восток через Декан (княжества Чалукья и Андхра), далее в Бенгалию (государство Палов), а в 8 веке в Бирму (современное название - Мьянма), в Сиам (современное название - Таиланд) и Камбоджу, позднее — на Суматру (Индонезия). Так образовалась ещё одна шахматная цепочка: Чатуранга в Бенгалии (daba khela shotoroncho) — шахматная игра Мьянмы (бирманские шахматы: ситтуйин (Sit tu yin)) — тайская шахматная игра (макрук, thaichess) — камбоджийская шахматная игра (оук). Распространение игры в Юго-Восточную Азию сопровождалось сильным культурным влиянием Индии. Игра так же распространялась на Суматру, Борнео, Яву и Малайзию.
Японская шахматная игра испытала на себе влияние двух ветвей через Китай и через Таиланд. Возможно, что первоначальная версия шахматной игры была получена Японией из Кореи в 12 веке.
Легенды о шахматах
Кроме приведенной выше легенды есть еще много легенд, связанных с шахматами. Здесь некоторые из них.
О лекаре Барзуйе
Барзуйа, придворный врач Хосрова I, по приказанию своего повелителя отправился в Индию, чтобы добыть книгу "Калила и Димна", хранившуюся в сокровищнице индийских царей. Вести об этой книге как о таинственном источнике мудрости разнесли по всем краям света купцы и путешественники, учёные и философы, которые побывавали в Индии, но так и не смогли ознакомиться с этим сочинением, запретным для чужестранцев. Индийцы свято хранили "Калилу и Димну" (Панчатантру), ибо так завещал им философ и глава брахманов Байдаба, написавший эту книгу для могучего царя Дабшилима, чтобы тот руководствовался ею в делах управления державой.
Заполучив заветную книгу с помощью казначея индийского правителя, Борзуйа переписал её и перевёл на пехлеви, древний язык персов, тайно привёз свой перевод в Иран, где прочёл его перед Ануширваном и его царедворцами. Из этой книги черпали персы мудрость, которые перенимали у них другие народы, в том числе и арабы, так как лет через двести она была переведенана арабский язык Ибн аль-Мукаффой. Такова краткая история появления на арабском языке "Калилы и Димны", о которой повествуют некий Бахнуд ибн Сахван (очевидно. первый переписчик рукописи) и, от имени Барзуйа, мудрый Бузургмихр, вазир Ануширвана.
Ланкийская легенда отсылает нас к ( куда же еще?  ) к Рамаяне. Некоторые литературные источники утверждают, что шахматная игра произошла четыре или пять тысяч лет назад и была изобретена женой Раваны, когда его крепость на острове Ланка была осаждена войсками Рамы.
Троянская Легенда
Из сказаний троянского цикла известно, что грекам не удалось силой взять Трою в десятилетней осаде. Они сделали вид, что отплыли домой. По совету Афины на берегу был оставлен огромный деревянный конь, внутри которого греки устроили засаду. Троянцы втащили коня в город, и Троя была разрушена. Лучшие ахейские воины вышли из коня, открыли городские ворота и устроили резню.
Одним из греческих царей, принимавших участие в осаде Трои, был Паламед. Его называют так же одним из учеников мудрого кентавра Хирона (другие ученики - Ахиллес, Тесей, Ясон, Кастор и Поллукс).Длительное время Паламеду приписывали изобретение настольной игры - шахмат. Именно его именем французы назвали вышедший в 1836 г. под редакцией Луи Шарля Лабурдоннэ /1795-1840 гг./ свой первый шахматный журнал «Palamede». Известно, что Паламед изобрел четыре буквы греческого алфавита, наименования мер и весов, игру в кости (или с костями). Гипотезу об изобретении шахмат в XII в. до н.э. надо признать явно недостоверной. Однако нельзя полностью отвергнуть и легенду об изобретении Паламедом какой-либо другой настольной игры. После открытия немецким археологом Генрихом Шлиманом легендарной Трои отношение историков к событиям троянского цикла мифов изменилось. О том, что во время троянской войны герои играли в настольные игры, свидетельствует один из экспонатов музея Ватикана.
Известные гомеровские герои Ахиллес и Аякс, участвовавшие в десятилетней осаде Трои, изображены на чернофигурной амфоре из Вульчи (Рим, Ватикан, ок. 530 г. до н.э.) играющими в "кости”. Фигуры двух воинов замерли, склонившись над доской на невысоком столике. Греческие герои, отдыхающие от кровавых потех, ради игры отставили щиты, переложили копья в левую руку, а правой рукой касаются фишек на доске. Можно догадаться, что Ахиллес и Аякс заняты игрой «чистого расчета» /т.е. без бросания игральных кубиков/, т.к. правая рука у обоих не сжата в кулак для броска, а пальцы распрямлены для передвижения фишек. Игроки сосредоточены на игре. В сцене нет ни одного лишнего жеста, ни одной лишней детали. Только слова над головами героев (один, два, три), которые можно трактовать как в пользу игры типа триктрака, так и в пользу древнегреческой шашечной игры "петейи”. Ахиллес и Аякс играют не объёмными фигурами, а плоскими фишками, сливающимися с плоскостью игрового стола.
Легенда из трактата о настольных играх, написанном в 1283 году в Севилье по повелению кастильского короля Альфонса X Мудрого.
"Так как шахматы являются наиболее благородной, требующей наибольшего мастерства игрой по сравнению с другими, мы о них рассказываем прежде всего…
Мы стремимся показать различные основания, по которым, как говорят древние мудрецы, были изобретены эти три вида игр, а именно: шахматы и кости и нард. Как рассказывается в древних историях, в Великой Индии был царь, который очень любил мудрецов и всегда держал их вокруг себя и побуждал их вести утончённые рассуждения о следствиях, которые порождаются из причин. И среди них было трое, которые вели такие рассуждения. Один говорил, что разум имеет больше силы, чем удача, так как тот, кто живёт, руководствуясь разумом (seso), действует подобающим образом и если теряет, то не имеет в том вины, ибо делает то, что подобает. Другой говорил, что удача (ventura) имеет больше цены, чем разум, так как тот, кому удача выгадать или потерять, каким бы разумом он ни владел, не сможет высвободится из этого положения. Третий говорил, что лучшее, что может быть, это располагать тем и другим… И тот, который стоял за разум принёс шахматную доску (acedrex) с её фигурами, показывая, что тот, кто будет иметь больше разума и будет со вниманием учиться, сможет победить другого. И второй, который стоял за удачу, принёс кости (dados), показывая, что ничего не стоит разум по сравнению с удачей. И третий, который говорил, что лучше располагать и тем и другим, принёс нард (tablero) с его шашками, расставленными в порядке на своих клетках, и с ведущими их в игре костями…"
О русском названии шахмат
Персидско-арабское.
Одно объяснение = «шах»(персидское)+«мат» (арабское) = «шах умер». В словарях про слово "шахматы" обычно говорится, что оно персидского происхождения от "шах" и "мат" и буквально означает "владыка умер". В действительности же в персидском языке нет слова "мат" в значении "умер". Такое слово есть в арабском. Но в нём имеются свои наименования владыки: султан, эмир, малик и др.
Употребление арабами слова "шах" должно быть чем-то оправдано, как, скажем, употребление слов "раджа", "каган", "хан", "мандарин" или им подобных в русском. Да и по нормам арабского языка, не менявшегося уже более тысячелетия, выражение "шах умер" звучит не "шахмат", а "матааш-шах". Получается, что не могли русские заимствовать слово "шахматы" ни у персов, ни у арабов по той простой причине, что такого слова не было.
Это подтверждается и тем фактом, что по-персидски и по-арабски эту популярную игру называют одинаково и созвучно: чатранг - шатранг. Будь у персов и арабов свое исконное название, вряд ли они воспользовались бы индийским словом - чатуранга. На санскрите оно означает буквально "четыре рода войск".
Название шахматной игры Мьянмы (ситтуйин) происходит от палийских слов, переводящих смысл санскритского слова чатуранга. Русский историк шахмат Д.И.Саргин считал, что и китайское название шахматной игры -"сянги" так же является попыткой перевода и состоит из китайского "сы" (четыре) и "анг" (аналогично персидскому чатр+анг).
Русское же слово "шахматы" отошло от линии прямого заимствования из индийского до среднеазиатско-иранских названий игры (чатуранга — чатранг — шатранг - ... чатрак, затрикион). Слово "шахматы" не связано и с попыткой перевести значение предшествующих названий.
Буддийское
Другое объяснение: что когда индийцы рассуждали об игре, то говорили, что доска и фигуры для них "шаматха" - то есть фундаментальная практика, основа для любых созерцательных и ритуальных действий. Шаматха начинается с остановки ума на объекте, а когда сосредоточение становится достаточно сильным, переходят к остановке ума без объекта. В буддистской традиции шаматхи явное предпочтение отдаётся развитию видения или понимания. Именно через него и достигается истинная шаматха, а не наоборот. Успокоение, и на его основе развития понимания - это брахманская и шраманская йога, которая не ведёт к окончательному освобождению, а приводит часто к внутренней статичности и попаданию в тончайшие уровни сознания, находящиеся, однако, всё ещё в пределах сансары.
Практика успокоения ума (шаматха) направлена против слишком тесной связи человека с телесной оболочкой и против тех "механизмов" психики, которые детерминированы кармой.
Шаматха (пали: Samatha; санскр. शमथ ) не является конечной целью для буддиста. Она, в той или иной форме присутствует в любой религии. Пребывание в покое, бемятежность и умственное умиротворение, связанное с блаженством, не устраняют причин страдания в мире.
Шаматха - это название последней ступени восьмиричного пути, то есть - "аштапады". Поэтому буддист будет связывать эти два слова с основами буддийского учения "арьясатва". Восклицание "шаматха" в конце игры - это всего лишь обозначение достижения восьмой ступени аштапады.
Шаматха ассоциируется с достижением абсолютно объективного взгляда на мир, лишённого личных оценок.
Но игроки услышали в слове шаматха два слова "шах"-"мат" (которые и были знакомы переводчикам с персидского в Средней Азии и русским толмачам). И объяснить эти два слова было проще, чем одно - шаматха.
Шаматха является частью комплекса медитативных практик, называемого в буддизме термином «самадхи»: В буддизме понятие "самадхи"(ting-nge-dzin) - это "соединение вещей вместе", или "союз медитирующего с объектом медитаций", состояние совершенного мысленного сосредоточения. Через сочетания двух элементов - праджни и упаи- все существующие объекты созерцаются, как один бинду (зародыш). Таким образом достигается высшее знание (джняна).
Шахматисты свяжут между собой слова: "аштапада" и "шахматы", так как возникновение игры связано с названием первой шахматной 64-клеточной доски (аштапада). Шахматы за свою историю стали особым миром, который может существовать и при утрате причиных связей с буддизмом.
Русское.
Автор данной гипотезы - В.Д.Осипов. Он написал её в статье "Русские в зеркале своего языка.(Очерки о происхождении русских слов)"
Шахматы моделировали военные действия между двумя сторонами, а потому такое название (чатранг) представляется весьма удачным. Кстати, и русские могли бы перенять санскритское "чатур-анга", и даже с большим основанием, чем арабы, поскольку русский и санскрит – это родственные индоевропейские языки. Созвучие "чатур/шатр/четыре" очевидно, а слово "ранг"* и в современном русском языке имеет близкое значение. Но этого не произошло, и шахматы мы называем шахматами, а не "шатранг" или "шатранж".
А коль скоро мы не нашли слова "шахматы" среди заимствований, то остается поискать его среди исконно русских корней.
И таковые имеются. Это выражение "шаг на ты", слившееся со временем в единое слово. "Шаг на ты" – это формула вызова на бой, предупреждение о начале военных действий. С похожими словами в десятом веке обращался к неприятелю князь Святослав. Имеется в виду его знаменитая фраза "иду на вы", которой он объявлял войну какому-либо народу, не желая воспользоваться внезапностью.
Слово "шаг", возможно, лежит в основе шахматного термина "шах", означающего нападение на короля. Во всяком случае каждое очередное перемещение фигур мы называем ходом, а не переносом, передвижением или как-либо иначе.
Не исключено, что родственная шахматам игра – шашки – также получила свое название от слова "шаг". По сравнению со многими шахматными фигурами шашки передвигаются небольшими шагами, а потому игру вначале назвали "шажки". Универсальный закон экономии сил (закон лени) вызвал оглушение "ж", и он же, возможно, подогнал звучание слова под похожую форму – слово "шашки", означавшее разновидность холодного оружия.
Наша версия (версия В.Д.Осипова) происхождения слова "шахматы" имеет то преимущество, что объясняет употребление этого названия во множественном числе в целом ряде языков (русском, французском, английском и др.). Похоже, что в этих языках игру называют одним и тем же, причем русским, словом – "шаги". Разумеется, с поправкой на произношение и грамматику.
Игровое.
Уже в Персии (Иран) у игроков в чатранг появились восклицания для предупреждения об опасности для главной фигуры противника - "Шах!" и для окончания игры. В некоторых играх такие восклицания появились для каждой фигуры (бурятский шатар). Это восклицание "шах!" было заимствовано арабской игрой, так как и название шахматного короля в арабской игре осталось таким же - шах (shah). Такое же название для фигурки короля сохранялось (в игре) на азербайджанском (shakh), таджикском (shokh), узбекском (shokh), туркменском языках (sha). Другое восклицание на арабском стало звучать -"маат" (умер).
Когда кто-либо видел в бою шаха, громким голосом восклицал: «О шах, берегись». Шах из своей клетки уходил, пока не попадал в затруднительное положение. А затем закрыли путь шаху — рух, и конь, и ферзин, и слон, и воин. Он оглянулся вокруг, на все четыре стороны, увидел (своих) воинов поверженными, со сдвинутыми бровями. Путь к воде и рву прегражден. Войска (врага) — и сзади, и спереди, и слева, и справа. От усталости и жажды шах умер (шах мат), согласно веления вращающегося колеса судьбы (см. Повесть о Гаве и Талханде)
От этих двух восклицаний, характерных для процесса игры, и возникло народное название шахматы. Первоначально это название звучало как "шахмат". Это название никак не переводится! И оно сохранилось в названии игры на нескольких языках: на азербайджанском (shakhmat (shetreng)), таджикском (shakhmat (shatranch)), узбекском (shakhmat (shatranzh)). Русские узнали не официальное, а народное название игры, но на русском языке слово прижилось во множественном числе. В болгарском же - шахмат (shakhmat`t). В европейских же языках название шахмат сокращено до одного слова -"шах".
Относительно слова "шах" в нашем названии игры, но не "шейх", можно полагать, что оно персидское, и в древних русских рукописях Персия в начале нередко именовалась "шаховой землёй". Возглас: "шах" неправильно рассматривают, как междометие, обращаемое к игроку. Это обращение к шаху, то есть к фигуре, его изображающей. Это ясно видно из древних поэтических описаний игры. Предостерегающий возглас "шах" надлежит рассматривать как первоначальное наименование важнейшей в шахматах фигуры; сперва она, по всей вероятности, называлась шахом,потом сперва"князем", потом "царём" и уже очень недавно "королём". Таким образом следы персидского влияния сохранились не только в названии игры, но и в первоначальном названии одной из фигур.
Возможно видеть следы персидского влияния и в слове "мат", - на этом языке есть прилагательное "мат", оно значит: "удивлённый, застигнутый врасплох" (сравните персидское "мат" то же, что у нас - побеждён), но более распространено толкование термина "мат" от арабского глагола, означающего: "он умер". Но тогда не следует упускать из виду, что в конце игры королю в средние века и раньше говорилось: не "мат", как неправильно принято в очень недавнее время, а обязательно "шах-мат". От этого конечного возгласа, по всей вероятности, и произошло русское название игры.
Доска и фигуры
Не считаю данный пост учебным пособием для игры в шахматы, потому о правилах и ходах очень кратко - из Вики
Игра происходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски — 8х8 клеток. Вертикальные ряды полей (вертикали) обозначаются латинскими буквами от а до h слева направо, горизонтальные ряды (горизонтали) — цифрами от 1 до 8 снизу вверх; каждое поле обозначается сочетанием соответствующих буквы и цифры. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета. Доска располагается так, чтобы ближнее угловое поле справа от игрока было белым (для белых это поле h1, для черных — поле а8).
У игроков в начале игры имеется по одинаковому набору фигур. Фигуры одного из игроков условно называются «белыми», другого — «чёрными». Белые фигуры окрашены в светлый цвет, чёрные в тёмный. Сами игроки называются «белые» и «чёрные» по цвету своих фигур.
В каждый комплект фигур входят: король (♔, ♚), ферзь (♕, ♛), две ладьи (♖, ♜), два слона (♗, ♝), два коня (♘, ♞) и восемь пешек (♙, ♟). В начальной позиции фигуры обеих сторон размещаются так, как показано на диаграмме. Белые занимают первую и вторую горизонтали, чёрные — седьмую и восьмую. Пешки расположены на второй и седьмой горизонталях соответственно.
Ходы
Игра заключается в том, что игроки поочерёдно делают ходы. Первый ход делают белые. За исключением взятия на проходе и рокировки, описанных ниже, ход заключается в том, что игрок перемещает одну из своих фигур на другое поле по следующим правилам:
Фигуры, кроме коня, во время хода считаются передвигающимися по прямой линии в плоскости доски, то есть «проходящими» все поля между начальным и конечным, поэтому все эти поля должны быть свободны. Если на пути фигуры находится другая фигура, то переместить фигуру на поле за ней невозможно. Исключением является ход коня.
Ход на поле, занятое своей фигурой, невозможен.
При ходе на поле, занятое чужой фигурой, она снимается с доски (взятие).
Король ходит на расстояние 1 по вертикали, горизонтали или диагонали.
Ферзь ходит на любое расстояние по вертикали, горизонтали или диагонали.
Ладья ходит на любое расстояние по вертикали или горизонтали.
Слон ходит на любое расстояние по диагонали.
Конь ходит на поле, находящееся на расстоянии 2 по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали от текущего положения. В отличие от всех остальных шахматных фигур, ход коня делается вне плоскости доски, то есть конь непосредственно перемещается («перепрыгивает») с начального поля на конечное и никакие фигуры, стоящие на других полях, ходу коня помешать не могут. В частности, конь может ходить на поле, даже если оно полностью окружено своими или чужими фигурами.
Пешка ходит со взятием по диагонали на одно поле вперёд-вправо или вперёд-влево, а без взятия — по вертикали на одно поле вперёд. Если пешка в данной партии ещё не делала ходов, она может сделать ход без взятия на два поля вперёд. Направлением «вперёд» называется направление к восьмой горизонтали для белых или к первой для чёрных. Когда пешка ходит на последнюю горизонталь (для белых — на восьмую, для чёрных — на первую), ходящий должен заменить её на любую другую фигуру того же цвета, кроме короля (прохождение пешки). Превращение пешки происходит на том же ходе, на котором она перемещается на последнюю горизонталь. Таким образом, если, например, превращённая из пешки фигура угрожает королю противника, то этот король в результате хода пешкой на последнюю горизонталь немедленно оказывается под шахом.
------------------
использованы материалы сайта thaichess.ru, вики, и других открытых источников
Последний раз редактировалось Галина; 02.02.2014 в 17:10..
Причина: разделение статьи по просьбе автора
|