Статья Ирины Звегинцевой о Сатьяджите Рее.
РЕЙ (Ray) Сатьяджит (02 мая 1921 — 23 апреля 1992), индийский режиссер, писатель, сценарист, композитор.
Внук известного бенгальского музыканта и издателя Рея-Чоудхури, сын знаменитого поэта и сатирика Сукумара Рея вырос в семье потомственных калькуттских интеллигентов. С детства находясь в творческой среде, общаясь с замечательными художниками, писателями, композиторами, которые посещали их дом, Рей считал своим духовным наставником и гуру великого философа и гуманиста Рабиндраната Тагора, друга своего деда. Позже Рей неоднократно экранизировал произведения Тагора — «Три дочери» (Teen Kanya, 1961), «Чарулота» (Charulata, 1964, приз МКФ в Западном Берлине-65), «Дом и мир» (Ghare-Baire, 1983).
Увлечение искусством кино, участие в организации Калькуттского кинематографического общества, знакомство с шедеврами мирового экрана и, наконец, работа в качестве ассистента у известного французского режиссера Жана Ренуара на фильме «Река» (1951) способствовали становлению Рея как режиссера, приобретению им необходимого опыта и профессионализма. Уже первая самостоятельная работа — «Песнь дороги» (1955, приз МКФ в Канне-56) стала огромным международным триумфом Сатьяджита Рея. Он стал первым индийским режиссером, чье творчество нашло столь широкое признание. Практически все его картины, такие, как «Непокоренный» (Aparajito, 1956, главный приз МКФ в Венеции-57), «Мир Апу» (Apur Sansar, 1959), «Большой город» (Mahanagar, 1963, приз МКФ в Западнолм Берлине-64), «Герой» (Nayak, 1965, почетный приз МКФ в Западном Берлине-66 за творчество), «Дни и ночи в лесу» (Aranyer Din Ratri, 1970), «Отдаленный гром» (Distant Thunder/Ashani Sanket, 1973, главный приз МКФ в Западном Берлине-74), «Шахматисты» (1978) и многие другие с успехом демонстрировались в разных странах и получили награды на престижных фестивалях.
Впервые Рей открыл изумленным иностранцам кинематограф своей страны. На экране представала сама Индия, страна великой самобытной культуры, в истории которой самым затейливым образом переплелись национальные традиции и нововведения европейской цивилизации. Будучи тонким художником-реалистом, Рей создавал на экране свой особый мир, где нет места суете, и этот замедленный ритм, неторопливое повествование, пристальное «вглядывание» в лица людей и детали быта, окружающие их, способствовали проникновению в тайну своеобразного «индийского менталитета». Автор сумел объяснить зрителям основы мировоззрения и философии индийцев, чтобы они могли полюбить этот народ и проникнуться чувствами героев его картин.
Однако главная заслуга Сатьяджита Рея заключается не только в том, что он «открыл» для мира индийский кинематограф и заставил изменить многие привычные представления и стереотипы о нем. Прежде всего игровые и документальные фильмы режиссера существенно повлияли на качественное состояние национального кино, подняв его на другой, гораздо более высокий художественный уровень. За месяц до смерти тяжело больной Рей успел получить специальную премию «Оскар» за творчество.
Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Лучший человеческий документ года» за 1956 год, Главный приз Венецианского кинофестиваля за 1957 год, Лауреат Берлинского кинофестиваля в номинации «Режиссер» за 1964 год, Лауреат Берлинского кинофестиваля в номинации «Режиссер» за 1965 год, Почетный приз за творчество Берлинского кинофестиваля за 1966 год, Золотой приз Берлинского кинофестиваля за 1973 год, Лауреат Берлинского кинофестиваля в номинации «4 приза (в том числе 1 — главный) за 1997 год.